?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пост любви к Диснею

Я тут спонтанно пересмотрела "Холодное сердце" и "Рапунцель", восхищение просится быть выраженным.
Чем мне нравятся мультики и детские фильмы последних лет - они очень психологичны и, самое главное, актуальны. То есть, глубинный смысл-то есть во всех сказках абсолютно, но далеко не всегда он легко считывается. Вряд ли человек, прочитавший оригинальный вариант "Рапунцель", скажет: "Аааа, ну да, изоляция девушки во время менструации - это же оно!". А вот о проблемах современного общества в старых сказках ни слова, попросту потому, что когда сказки рождались, эти проблемы еще банально не существовали. И большое спасибо людям, которым приходит в голову подрихтовать сюжеты так, чтобы они отвечали нынешним потребностям детей, да и не только детей.

"Холодное сердце" - это прелестнейшая даже не метафора, а история прямым текстом о том, что бывает, если ограничить агрессию ребенка.
Для тех, кто не смотрел - вкратце. Две маленькие принцессы - Эльза и Анна. Эльза родилась с "морозным" даром - она создает снег и лед. Во время игры Анне случайно прилетает куском магии по голове. Ее срочно везут лечиться к троллям (ну, ок, это сказка, не придирайтесь), и Самый-Главный-Тролль, вылечив ее, говорит Эльзе: "Тебе нужно учиться обращаться со своим даром, а то еще убъешь кого-нибудь невзначай. Страх - твой враг!". Родители понимают это самым гениальным на свете образом - запрещают девочке проявлять свой дар в принципе.
То есть, что мы видим? Ребенок проявил агрессию, проявил неудачно. Вместо того, чтобы объяснить дочери, как надо было действовать, родители просто запрещают ей быть агрессивной. Дальше начинаются вполне очевидные вещи - сдерживаемая агрессия прорывается неконтролируемыми вспышками, ее приходится сдерживать всё сильнее и сильнее. Учитывая, что за каждым всплеском силы следует дикое чувство вины, которое запускает новый выброс силы, всё вообще подозрительно напоминает реальность. Родители "заботятся" о дочке, вбивая ей в голову мантры по типу "Conceal, don't feel!" (грубо говоря, "Спрячь, не чувствуй")
"Не чувствуй", мать вашу!

Ну, а дальше всё ожидаемо - сдерживаемая агрессия прорывается. Девушка, всю жизнь прожившая в заточении, почему-то оказывается не готова к контакту с социумом - удивительно, не правда ли? Эльза сбегает от задолбавших ее ограничений, решив жить одна в горах, и ВНЕЗАПНО начинает прекрасно себя контролировать, открывая в себе огромнейшие резервы для творчества. Правда, попутно замораживает всё королевство - не, ну а что вы хотели?


Заканчивается всё тоже логично - она понимает, что ключ ко всему - любовь, учится любить себя, в общем, всё в шоколаде. Отдельное спасибо авторам за обстебанную тему с "true love kiss". Очень логично истинной любовью оказывается любовь сестер друг к другу, а не любовь одной из них к мужику, которого она встретила вот только что. А поцелуев и вообще никаких не требуется.

А, и за образ Кристофа спасибо. Заколебали однотипные герои-любовники. Этот хоть и простой, как три копейки, но далеко не дурак. И здравый смысл ему не чужд: "Ты собираешься выйти замуж за человека, которого встретила только сегодня? Я не могу доверять твоим суждениям!".

Хотя все-таки более аутентичную "Снежную королеву" я бы тоже хотела увидеть - надеюсь, снимут. В истории Кая и Герды так же есть, над чем задуматься.

Теперь про "Рапунцель". Тут всё еще очевиднее. Встречали мамочек, у которых дети до старости беспомощные мальчики и девочки, которые без мамочки ничего не могут? Вот оно.
Мать (ну, не родная, но Рапунцель же ее матерью считает) держит дочь в башне, не выпуская ее наружу с рефреном: "Там страшно-ужасно-опасно, ты там пропадешь, ты же не в состоянии позаботиться о себе, сиди в безопасности со мной!". Самый сказочный момент в этом мультике - характер Рапунцель. Понятно, что из нее должно было вырасти зашуганное существо, боящееся каждой тени, а не смелая самостоятельная девушка. Но с другой стороны это вполне может кого-то сподвигнуть поверить в себя.

Понятно, что как только Рапунцель выбирается наружу, мир оказывается ни разу не ласковым, но при этом все его неурядицы вполне ей по силам, что безумно злит мамочку. Кстати, как же круто показана сцена метания Рапунцель, где восторг на тему "Как прекрасен этот мир!" сменяется угрызениями: "Я разобью сердце маме!". Которая, разумеется, интригует. Знаете, вот такие "башенные" дети иногда все-таки отваживаются оторваться от матерей, и матери ведь часто действуют по той же схеме, что ведьма в мультфильме. Рассорить ребенка с жизнью, подкараулить момент первого разочарования, а затем прижать к груди и ласково пожурить: "Ну, я же говорила, что ты не справишься! Ничего-ничего, мамочка тебя любит, иди к ней под крылышко, она о тебе позаботится!".


Забавно, что этот мультик сподвиг волну дикого возмущения в интернетах: "Подрывают родительский авторитет! Сделали мать во всем виноватой!". Ну, так вы из детей беспомощных кукол не делайте, и не подорвется ваш авторитет.

А, да, еще очень символичный момент - ведьма держит Рапунцель в башне, чтобы с помощью ее волшебных волос сохранять молодость. Родители иногда не дают детям взрослеть по похожей причине - пока ты мама/папа маленького ребенка, это вполне еще молодость, а вот когда он сам вырос, то ой, по ходу, собственная юность кончилась.

P.S. Оффтопом не по теме, но каааак же мне нравятся в диснеевских мультиках эти кони и олени, которые ведут себя, как собаки и кошки. Такое мимимимиииии.)

Comments

flerforsyte
Jul. 31st, 2015 09:57 am (UTC)
Спасибо за отзыв, очень приятно.)